*

Internetworking Technology Overview.

ГЛАВА 33. Управление сетями IBM.



Библиографическая справка


IBM была одной из первых компаний, которые признали важность полнойинтегрированной стратегии управления сетями. В 1986 г. IBM предложилаOpen Network Management (ONA) (Управление открытыми сетями) -структуру, описывающую обобщенную архитектуру управления сетями. NetView, самоепервое изделие сетевого управления для универсальной вычислительноймашины IBM, фактически является компонентом ONA. NetView обеспечиваетсвязный набор услуг централизованного управления сетями, который даетвозможность пользователям контролировать, управлять и перестраиватьконфигурацию своих сетей SNA (Systems Network Architecture -Aрхитектура Системной Сети).

За время, прошедшее с момента появления ONA и NetView, IBM постоянносовершенствовала, расширяла и и вносила другие изменения в технологическую базу управления сетями. В настоящее время сетевоеуправление IBM является всеоб'емлющим и чрезвычайно сложным. Впоследующих разделах дается описание наиболее важных основ некоторыхиз компонентов сетевого управления IBM.


Функциональные области управления


IBM делит сетевое управление на 5 функций, ориентированных на пользователя:

Configuration management (управление конфигурацией).
Идентифицирует ресурсы физических и логических систем и обеспечивает управление их взаимоотношениями.

Perfomance and accounting management (управление производительностью и учетом использования ресурсов).
Обеспечивает квалификацию, измерение, сообщение и управление реакцией, доступностью, утилизацией и использованием компонентов сети.

Problem management (управление проблемами).
Обеспечивает обнаружение, диагностику, решение, а также средства отслеживания и управления проблемой.

Operations management (Управление операциями).
Обеспечивает средства для запроса и управления распределенными сетевыми ресурсами из центрального пункта.

Change management (Управление изменениями).
Обеспечивает планирование, управление и применение дополнений, исключений и модификаций в аппаратном обеспечении, микрокодировании и программном обеспечении системы.

Эти функции сетевого управления не совсем точно коррелируются с функциями, предложенными ISO в модели OSI. Сравнение функций сетевого управления OSI и IBM приведено на Рис. 33-1.




Управление конфигурацией
Конфигурационное управление управляет информацией, описывающей какфизические, так и логические ресурсы информационных систем и ихвзаимоотношения друг с другом. Эта информация обычно состоит из названий ресурсов, адресов, местоположений, контактов и телефонныхномеров. Функция управления конфигурацией IBM очень близкосоответствует концепции OSI об управлении конфигурацией.

С помощью средств управления конфигурацией пользователи могут поддерживать ведомость сетевых ресурсов. Управление конфигурациейпомогает гарантировать быстроту и точность отражения изменений сетевой конфигурации в базе данных конфигурационного управления. Информация управления конфигурацией используется системами управления проблемами для сравнения различий в версиях и для локализации, идентификации и проверки характеристик сетевых ресурсов. Системы управления изменениями могут использовать данные управления конфигурацией для анализа эффекта, произведенного изменениями, и для составления графика внесения изменений в моменты минимального сетевого воздействия.

Услуга управления SNA, называемая "идентификация изделия запроса"(query product identification), извлекает программную и аппаратнуюфизическую информацию из базы данных управления конфигурацией. Извлеченная информация иногда называется "данными жизненноважногоизделия" (vital product data).


Управление производительностью и учетом сетевых ресурсов
Эта функция управления SNA обеспечивает информацию о производительностисетевых ресурсов. Путем анализа данных управления производительностью иучетом ресурсов, пользователи могут определять, будут ли удовлетворенызадачи производительности сети.

Управление производительностью и учетом включает в себя учет ресурсов, контролирование времени реакции, доступности, утилизации и компонентнойзадержки, а также регулировку, отслеживание и управлениепроизводительностью. Информация от работы каждой из этих функций можетпривести к инициированию процедуры определения проблемы, если уровни производительности не отвечают требуемым.


Управление проблемами
Услуги управления SNA определяют проблему (problem) как сбойную ситуацию, которая приводит к потере пользователем всех функциональныхсвойств ресурсов системы. SNA делит управление проблемами на несколько областей:

Problem determination (Определение проблемы).
Выявляет проблему и выполняет шаги, необходимые для начала диагностики проблемы. Назначение этой области - изолировать проблему в конкретной подсистеме, например, в каком-нибудь аппаратном устройстве, программном изделии, компоненте микрокода или сегменте носителя.

Problem diagnosis (Диагноз проблемы).
Определяет точную причину проблемы и воздействие, необходимое для решения этой проблемы. Если диагноз проблемы выполняется вручную, то он следует за определением проблемы. Если он выполняется автоматически, то это обычно делается одновременно с определением проблемы, чтобы можно было выдать результаты вместе.

Problem bypass and recovery (Обход проблемы и восстановление).
Попытки обойти проблему либо частично, либо полностью. Обычно эта операция является временной, причем подразумевается, что далее последует полное решение проблемы; однако обход проблемы может быть перманентным, если она не просто решается.

Problem resolution (Решение проблемы).
Включает усилия, необходимые для устранения проблемы. Решение проблемы обычно начинается после установления ее диагноза и часто включает в себя корректирующее воздействие, которое должно быть занесено в график; например, это может быть замена отказавшего дисковода.

Problem tracking and control (Отслеживание и управление проблемой).
Отслеживет проблему до ее полного решения. В частности, если для решения проблемы необходимо внешнее воздействие, то жизненноважная информация, описывающая эту проблему (такая, как информация контролирования состояния и отчеты о состоянии проблемы), включается в запись управления проблемой, которая вводится в базу данных этой проблемы.


Управление операциями
Управление операциями включает в себя управление распределенными сетевыми ресурсами из центрального пункта. Оно предусматривает два набора функций: услуги общих операций (common operations service) и услуги управления операциями (operations management services).

Услуги общих операций обеспечивают управление ресурсами, которымидругие категории SNA занимаются в неявно выраженном виде, путем обеспечения специализированной связи с этими ресурсами с помощью новых, более производительных прикладных программ. Двумя очень важными услугами, которые обеспечивают эту производительность, являются команда execute (выполняй) и услуга управления ресурсами. Команда executeобеспечивает стандартизированные средства выполнения какой-нибудьдистанционной команды. Услуги управления ресурсами обеспечивают возможность транспортировки информации независимым от контекста способом.

Услуги управления операциями обеспечивают возможность управлениядистанционными ресурсами путем активации и дезактивации ресурсов,отмены команды и установки часов сетевых ресурсов. Услуги управления операциями могут быть инициированы автоматически в результате продвижения уведомления о системной проблеме, тем самым позволяя автоматическую обработку дистанционных проблем.


Управление изменениями
Управлениие изменениями помогает пользователям управлять сетевыми или системными изменениями путем обеспечения отправки, извлечения, установки и удаления файлов изменений в отдаленных узлах. Кроме того,управление изменениями обеспечивает активацию узла. Изменения имеют место либо из-за изменений в требованиях пользователя, либо из-за необходимости обойти проблему.

Хотя наличие проблем приводит к изменению, изменение также может вызвать проблемы. Управление изменением пытается минимизировать проблемы, вызванные изменением, путем поощрения упорядоченного изменения и отслеживания изменений.


Основные архитектуры и платформы управления


IBM предлагает несколько архитектур управления и важных платформ управления.


Структура управления открытой сети (ONA)
Базовая структура ONA представлена на Рис. 33-2.



Фокусы (focal points) обеспечивают поддержку операций централизованногосетевого управления. Это те об'екты управления, которые уже были названы ранее в описанной общей модели. Фокусы отвечают на предупреждения конечных станций, поддерживают базы данных управления иобеспечивают интерфейс пользователя с оператором управления сети.

Существуют два вида фокусов: первичный (primary) и вторичный (secondary). Первичные фокусы соответствуют описанным выше. Вторичныефокусы обеспечивают резерв для первичных фокусов и используются при отказе первичных фокусов.

Вложенные фокусы (nested focal points) обеспечивают поддержкураспределенного управления для частей крупных сетей. Они продвигают критичную информацию в другие глобальные фокусы.

Точки сбора (collection points) передают инфрмацию из автономныхподсетей SNA в фокусы. Точки сбора обычно используются для продвиженияданных из сети IBM с равноправными узлами в иерархию ONA.

Точки ввода (entry points) являются устройствами SNA, которые могут реализовать ONA для себя и для других устройств. Большинство стандартных устройств SNA могут быть точками ввода.

Точки обслуживания (service points) являются системами, которые обеспечивают доступ в ONA для устройств, не являющихся устройствамиSNA. Toчки обслуживания способны отправлять в фокусы информацию сетевого управления о системах, не являющихся системами SNA, а такжепринимать команды из фокусов, транслируя их в формат, приемлемый для устройств, не являющихся устройствами SNA, и продвигать их в эти устройства для выполнения. Точки обслуживания фактически являются сетевыми интерфейсами с ONA.


System View
IBM об'явила о System View в 1990 г. System View является программойдля разработки прикладных задач управления, способных управлять информационными системами от нескольких поставщиков. В частности, System View описывает, как будут выглядеть и работать прикладные программы, управляющие гетерогенными сетями, а также как они будуткооперировать с другими системами управления. System View являетсяофициальной стратегией управления системами SAA (Systems ApplicationArchitecture - Архитектура системных прикладных программ).


NetView
NetView является самой всеоб'емлющей платформой управления сетипредметной области. Она содержит следующие основные части:

Command control facility (средства управления командами).
Обеспечивает ваозможность управления сети с помощью базового оператора и команд файлового доступа к прикладным программам, контроллерам, операционным системам и интерфейсу NetView/PC (интерфейс между NetView и устройствами, не являющимися устройствами SNA) VTAM (Virtual Telecommcnications Access Method - Метод Обеспечения Доступа к Виртуальной Сети Связи).

Hardware monitor (монитор аппаратного обеспечения).
Контролирует сеть и автоматически выдает предупреждения оператору сети, если имеет место неисправность в аппаратуре.

Session monitor (монитор сеанса).
Действует как монитор производительности VTAM. Монитор сеанса обеспечивает определение проблем в программном обеспечении и управление конфигурацией.

Help function (функция оказания помощи).
Обеспечивает помощь пользователям услуг управления NetView. Эта функция включает в себя средства просмотра файлов, пульт функции помощи и библиотеку наиболее часто встечающихся ситуаций при работе сети.

Status monitor (монитор состояния).
Обобщает и представляет информацию о состоянии сети.

Performance monitor (монитор производительности).
Koнтролирует производительность контроллеров связи (communications controllers), которые также называются процессорами предварительной обработки данных (front-end processors - FEPs), Программу управления сетью (Network Control Program - NCP) и прикрепленными ресурсами.

Distribution manager (управляющий распределением).
Планирует, составляет график и отслеживает распределение информации, программного обеспечения и микрокода 3174 в среде SNA.


Управляющий сети LAN
Изделие IBM "Управляющий сети LAN" (LAN Network Manager - LNM)представляет собой прикладную программу управления сети, базирующуюся на OS/2 Extended Edition (расширенный вариант), которая позволяет управлять локальными сетями Token Ring из центрального пункта поддержки. Для NetView деятельность LNМ может быть видимой (например, аварийные сигналы). LNM сообщается с программным обеспечением LAN,называемым LAN Station Manager (LSM) (Управляющий станций LAN),котороереализует агентов управления в отдельных конечных станциях LAN.Сообщение между LNM и LSM осуществляется путем использования ПротоколаCMIS/CMIP (OSI Common Management Information Services/Common ManagementInformation Protocol - Информационные услуги общего управления OSI/Протокол информации общего управления), который управляетработой протокола LLC (Logical Link Control - Протокол управления логическим каналом без установления соединения).


SNMP
IBM недавно включила поддержку протокола SNMP(смотри Главу 32 "SNMP").




(back)



Главная страница